Философский факультет имени Башакова.
Вводная лекция под лозунгом: «Если нет этого – мы сами сделаем». Bли о MTV, о музыке тела, о магии и даже о Кашпировском…
-Концерты Вы любите больше, чем студийную запись?
- Я все люблю... И концерты, и студийную запись. Одно без другого быть не может.
- Студийную запись можно тоже сделать как-нибудь спонтанно.
- Творчество присутствует и там, и там. Я люблю такую спонтанность.
- Все знают, что Вы рисуете. То, что вы рисуете... откуда это взялось?
- Из детства... . Все из детства. Там мы все рисуем. Вот у меня сейчас дочка рисует. Так вчера расстроилась, когда у нее не получилось, что долго-долго плакала. Потом уснула. Потом проснулось, нарисовала - и получилось. Ну, а я писал маслом.
- Ваши картины можно где-нибудь увидеть?
- Вот сейчас – нет. А вообще, теоретически можно. Например, альбом Павла Кашина «По волшебной реке» оформлен моими картинами. Там такой индеец плывет на лодке. А альбом «По небесным грядкам» - там изображен знак ученичества, дзенский. Ну, в общем, иероглиф.
- Как так получилось, что Ваши картины использовались в оформлении альбомов Павла Кашина?
- Я просто нарисовал, а он пришел, увидел и попросил. Специально я не рисовал.
-Мне всегда интересно мнение музыканта по поводу собственного концерта. Ваше впечатление о вчерашнем концерте (Камчатка, 22 октября)?
- Для меня концерт хороший, если есть драйв, когда раскрываешься, и некоторые песни вдруг для тебя самого по-новому звучат. Потому что есть и спонтанность, и теплая публика, и хороший прием. Тот концерт на самом деле был неплохой. Но мне почему-то грустно. Вот почему, я не знаю. Вот, например, я сегодня вспомнил такое выражение, опять-таки дзенское: «Победа есть поражение, а поражение есть победа». Когда что-то удается, обязательно должна быть нота грусти. Я даже не знаю, как это назвать, может это подсознательный самоконтроль... Чтобы что-то полезное для себя вынести, чтобы двигаться дальше... Поэтому, концерт, я считаю, хороший был. Вообще мне нравится когда, как будто льется. Раз – с первых аккордов открыл и все, и пошел обмен такой. Вот. Устал я ужасно.
-Концерт был длинный ?
- Длинный, да?
-Хотелось бы длиннее....
- А, ну потому что там многие выступали. Кстати, как Вам Толя Багрицкий.
- Здорово. Уже приходилось бывать на его концерте.
- Да...вы знаете... А Леша Сычев?
- Стихи очень понравились. Особенно про ежика. И про кота.
- Вообще это было здорово. Я их прямо из зала вытаскивал: «Ну, давайте, выступайте, выступайте». Потом вот, мне кажется, и концерту это придает определенный шарм. И людям нравится. И им самим полезно.
- Как Вам тенденция, что все больше исполнителей начинают возвращаться к стихам. На концертах звучат не только песни.
- Есть такая тенденция?
- Из молодых групп - «АвтоРеверS». Проект такой интересный. Участвует Слава Коровин. Он журналист, и, в принципе, пытается продолжить дело Маяковского.
- Однажды был такой случай - на «Муз-TV» я как-то такую фразу кинул: «Люди хотят поэзии». Но сказал я это, наверное, не напрасно. Потому что здесь происходит, на мой взгляд, такая саморегуляция, что ли. Балансировка.
Например, я сегодня с утра смотрел “MTV”. Было грустно и больно. Там «Русская десятка»... все это такое поверхностное. Хотя, это понятно – развлекательное телевидение. Ничего страшного в этом нет. Можно просто его не смотреть. Никогда. И не расстраиваться… Пока не существует такого канала, который бы пропагандировал нечто иное.
-Как Вы думаете, а он нужен? Это нечто иное... оно не станет таким же поверхностным?
- Не станет. Ну, например, канал «Культура» не стал таким. Канал «Культура» я люблю смотреть.
Мне, кажется, некоторые иначе уже не могут… . Станет Гребенщиков плохо писать? Мне кажется - нет. Может, чуть хуже, чуть лучше. Но от своего бытия он не отойдет. И поэтому, мне он не перестал быть интересным.
Так что - необходим новый канал или такое радио, где люди могут услышать всякие хорошие вещи - и стихи, и музыку.
- У нас в принципе есть «Радио-Roks».
-«Радио-Roks» хорошее.
- «Наше Радио»... .
- Я теперь «Наше Радио» не слушаю. Хотя мне и пообещали, что песню «Жесткое стебалово» вроде бы они поставят в эфир. Но я все равно не буду слушать (смеется). Ну, потому что, уж как-то там все суетно стало. И вообще, когда мой продюсер предложил «Жесткое стебалово» «Нашему Радио», то критерий, по которому взяли песню, приблизительно звучал так: «Ну что. Ну, это вроде бы рок». Для меня вот нет никакой разницы рок это или не рок. Это интересно или не интересно. Это глубоко или не глубоко. Это... по каким-то другим критериям. Талантливо, в конце концов, или нет.
- Честно.
- Допустим. Хотя я сегодня смотрел... «MTV». Иные не менее честно нас угощают ... ну вилянием бедер (смеемся). И это тоже - честно. И в принципе - пошло. Потому что этим не только они могут нас угостить... (смеется).
- Это же уже не музыка получается.
- Нет, это музыка. Музыка тела тоже существует. В принципе нельзя это отрицать. Очень важная такая вещь – не отрицать. Надо просто понимать и знать место этому. Вот и все. Если мне это не интересно, то это не значит надо «MTV» закрыть. Другое дело, что необходимо предоставить возможность выбора. Есть только развлекательные: «MTV» и «Муз-TV».
- И, к тому же, они считают, что «Звери» - лучшая рок-группа. По сути дела монополия получается.
- Монополия абсолютная. Нонсенс. Я недавно разговаривал с моим другом - Володей Духовым, он в Америке живет. Он сказал, что там, в принципе представлен весь спектр. Выбирай, пожалуйста. И это очень важно, чтобы был выбор.
Но у нас такая ситуация, что если нашу песню возьмут на «Наше Радио» и она прозвучит в разных городах, то будет возможность записать новый диск. Потому что деньги будут. С другой стороны жаловаться я не хочу, но хочется что-то.
Мне сказали, что в Москве есть новый канал музыкальный, на котором мы будем в ноябре выступать. И его даже давят, глушат «MTV». Потому что он совершенно альтернативный и он областной. Захватывает область и Москву.
- По сути дела сейчас такая ситуация не только с телевидением, но и с журналами. У нас музыкальных журналов сейчас практически нет. По пальцам перечесть можно. И то, тот же «FUZZ» обслуживает «Наше Радио».
- В принципе, да.
- Вчера меня удивило, что на концерте были дети. И что они так радостно воспринимали Ваши песни – подпевали, махали руками.
- Я сам удивился. Ну, я тоже такого еще не видел... Это говорит о том, что некоторые песни всевозрастные. Хотя, вообще-то видел. Мы выступали перед детьми. Можно сказать, что именно дети сделали популярными две песни.
- А, в основном, Ваши песни на какую публику рассчитаны? Есть ли образ слушателя?
- Есть. И он, как правило, удивительным образом совпадает, с тем, что есть на самом деле. Что меня сильно радует. Меня очень радует, когда какие-то аллюзии, которые я закладывал в песни, четко угадываются и понимаются.
Самое главное для меня, конечно, это внутреннее развитие человека. Определенная, так сказать, ступень. Такая «не низкая». Или даже, так сказать, не средняя. Хотя я не отказываюсь ни от каких слушателей. Если в этих песнях находят что-то люди недалекие – ничего в этом плохого нет. Это значит, что перспективы у них все-таки есть (смеется).
Когда я пишу, то предполагаю показать свои песни друзьям, которые меня окружают. А это и поэты и философы … во всяком случае интересные люди. Вот, например, Володя, который продает диски на моих концертах. Он, на самом деле, философ, закончил наш философский факультет ЛГУ.
- Вот такой вопрос: Вы написали песню. Она Вам очень нравится. А вот каким-то из Ваших друзей эта песня не понравилась. Вы будете ее играть или нет?
- Буду, если она будет мне нравиться. Хотя, были такие случаи, когда от мнения друзей зависела судьба песни… . Если песня хорошая, то она потом опять вспоминается. И еще очень важно, что когда я написал - и это мне очень нравится. Значит, в этом есть какой-то смысл определенный и, в первую очередь, для меня.
Не зависеть от чужого мнения - это такая тонкая вещь, что сделать это очень трудно, потому что я живу среди людей. Которые, также зависят от моего мнения. Мы все друг от друга зависим. Надо это понимать. Так что здесь все балансирует на каких-то полутонах. Ходьба с шестом по канату. Такое очень сложное и неоднозначное. И я думаю, никогда не будет однозначным.
- На Вашем вчерашнем концерте на сцене был задник, Вы еще сказали, что там знак «Ом» изображен. По этому поводу хотелось бы узнать Ваше отношение к восточной культуре. Какое влияние она на Вас оказывает.
- Самое непосредственное. Потому что я увлекался этим очень сильно. Информация, которая мне пришла через изучение Востока, она, на мой взгляд, занимает большую часть моего сознания, и, может быть, подсознания... . Я не знаю. Но – большую часть. То есть, я вот христианин. Я крестился в православной церкви. Но я не открещиваюсь ни от какой информации. Потому что она нам дана не зря. Тем более что у меня очень часто возникает... потребность в этом. Я возвращаюсь снова и снова к Востоку. Ну, я очень много читал восточной литературы, и о дзен-буддизме. И очень много читал Ошо. И даже «Бхагавад-гиту» читал. А вы пробовали читать?
- Нет. У меня «Ригведа» есть. Пробовала читать. Потрясающая штука. Интересная.
- Есть такие вещи, как «Алмазная Сутра», например. И вообще там, на мой взгляд... ну я очень увлекался дзенскими историями. Когда я первый раз прочитал дзенскую историю, я просто был сражен. Поэтичностью, необыкновенной точностью. Мне показалось, что это вот и есть прямая нить, ведущая к источнику. Вот так.
- Можете самую любимую историю, которая Вам очень нравится, рассказать?
- Мне очень нравилась история про то, как Ученик пришел к Мастеру и сказал.... «Про хлопок одной ладонью»... Знаете такую историю?
- Слышали.
- «Мастер, ну что я должен сделать, чтобы просветлеть?» - «Ты должен услышать хлопок одной ладони. Приди ко мне завтра. И расскажи мне, что такое хлопок одной ладонью. Ты должен услышать. Тогда ты просветлеешь». Ученик пришел к нему на следующий день, распростерся и сказал: «Да, я услышал хлопок одной ладонью. Это как журчанье весеннего ручейка рано утром высоко в горах». Учитель говорит: «Нет. Совсем не то же самое. Иди, и придешь ко мне через месяц и расскажешь, услышал ты или нет. У тебя еще есть шанс». Ну вот он пришел через месяц и сказал, что «это как звук от падающей снежинки»... (смеется) Я не знаю... я фантазирую, там были какие-то другие сравнения. Учитель сказал: «Ну, вот я тебе даю еще сроку – год. Если ты не услышишь, то не просветлеешь. Тебе уже ничего не поможет. Можешь даже повеситься. Бесполезно все будет». Через год Ученик пришел к Учителю и сказал: «Да, Мастер, я услышал хлопок одной ладони». Вот и все. Есть такая книжка, называется «Плоть и кости Дзен». Там очень много этих историй. Таких выразительных подчас.
- Как Вы к творчеству Ошо относитесь?
- Вообще удивительно, что вы сказали «к творчеству Ошо». На самом деле это действительно творчество. Как я отношусь? Скажем так, я пытаюсь никак не относиться. Я пытаюсь, опять таки, получать информацию. Он очень образованный человек был. И, на мой взгляд, просветленный. После того, как он рассказывал о каких-то текстах, которые я пытался прочитать еще до этого и не понимал, то становилось понятно. У него есть о Заратустре, у него есть о Библии, у него есть комментарии к «Алмазной Сутре». Я очень ему благодарен за то, что он открыл мне другую сторону всего этого. Просто расширил все.
Я все время посредством чтения корректирую свое собственное знание и понимание вещей и процессов происходящих в нашей жизни. И, в частности, во мне. Так что я очень рад, что Ошо был... и что он есть. Что есть его книги.
-В одной из Ваших песен упоминается «Ночной Дозор». Какое у Вас отношение к творчеству Лукьяненко?
- Лукьяненко я читать не смог. «Ночной Дозор» я посмотрел, и мне понравилось. Потому что там есть актеры очень хорошие... И потом там есть вот этот намек на связь всего со всем.
- Верите или не верите в магию и колдовство?
- Я верю в связь всего со всем. В магию верю. А как же не верить, если ты занимаешься искусством. Дело в том, что, опять-таки, это на разных уровнях. Были такие случаи. Подходит ко мне цыганка и говорит: «Я тебе сейчас погадаю». Она готова тебя проклясть, если ты откажешься.
- Если денег не дашь.
- Даже если ты просто откажешься. На что я говорю: «Давай я тебе сам погадаю» (усмехается). Она так смотрит на меня и понимает, что ловить-то тут нечего. Очень часто такое бывало.
Просто это на разных уровнях. Я видел таких так называемых «магов», на которых буквально смотреть грустно. Такие тетки необразованные.
Каждый человек имеет связь с энергетическим балансом действительности и очень важно как он его направит и как разовьет. Есть, конечно, очень сильные люди. Но, если ты при этом глуп, то твоя магия – она погибнет. Не разовьется энергия. Она может натворить много совершенно хаотичных, некрасивых вещей. А, в принципе, ты сам можешь регулировать это. Если ты направляешь... вот я направил в искусство. Я там, так сказать, воплощаюсь. И там вся моя энергия. И так с каждым человеком. Есть люди, у которых есть талант. Таланты бывают очень разные. Есть таланты гипнотизера.
Есть необыкновенные таланты. Например, Кашпировский. Я вот сразу сказал, что это ужасно. И, тем не менее, без определенного таланта, ему бы не удалось...
- Он использует талант во зло?
-Ну, я бы так сказал – некрасиво. И это очень заметно. Это недалекий человек. Хоть и обладающий силой. Но на меня его сила никак не распространялась. Никогда.
По сути дела есть такая волшебная вещь – понимание. Если ты понимаешь... Понимание – это не просто формулирование. Понимание – это такая удивительная вещь, когда то, что ты видишь, очень глубоко отзывается и совершенно помещается в ту матрицу, которую ты в себе содержишь. Во всем своем истинном существе. Ты как бы этим уже обладаешь. То есть, как будто ты уже это проживал. Очень важно здесь всестороннее развитие человека.
И тогда никакая магия над тобой не властна. Как бы ни странно это звучало. Это действительно так. То есть мы должны постоянно развиваться. И развивать абсолютно все аспекты, которые в нас присутствуют и которые поддаются нашему сознанию. И если не работать над этим, то подсознание не даст нам никакого продыха. Оно будет использовать наши нереализованные способности подсознательные.
- То есть если подсознание направить в нужную сторону, то оно дает человеку много...
-Хорошего. А для того, чтобы направить его – нужно развивать ВСЕ стороны сознания. Все. Какие только возможно. И мысленную и физическую. Потому что тело тоже имеет свое сознание. И если ты будешь упускать это, будет энергетический провал. И, опять таки, будет хаос, болезни. И так во всем.
Балансирование – оно очень сложное. Оно как раз связано с этой магией. Я имею в виду то, что любая магия связана с этим. Я, так сказать, за сознательную магию.Я не знаю. Я просто предполагаю. Я чувствую. Доверяю своему чувству. Самое сложное – это развивать в себе интуицию. Мне кажется, что интуиция – это связь всех знаний со всем потаенным. Такая точка соприкосновения. В этой точке соприкосновения происходит такой волшебный процесс, и какие-то молнии там летают, предчувствуем что-то. Это удивительная вещь. И она такая живая. Это такая основа жизни человека: не можешь знать, а предчувствовать можешь. Смерть не можешь знать, а предчувствовать можешь. Любовь не можешь знать, а предчувствовать... Нелюбовь – не можешь знать (смеется), а предчувствовать можешь. Ну и так далее. Такие вещи, которые связаны с судьбой.
-Хотелось бы задать некоторые вопросы, связанные с андеграундом. Что Вы под этим словом понимаете?
- Для меня андеграунд – это некая недоступность. Недоступная альтернатива. Дело в том, что на положительный, не очень понятный мир существует всегда отрицательная реакция. Почему? – Потому что человек в нем видит некую недостачу настоящего, искреннего. Какие еще у нас слова есть по отношению к попсе? Доступности. И вот создается отрицательная реакция – андеграунд. Он хочет показать, что жизнь глубже. В данном случае, основываясь на отрицательности, я могу развивать собственную жизнь. Она протекает неофициально – это андеграунд.
- То есть андеграунд как форма протеста попсе?
- Просто внешнему. Как форма протеста внешнему.
- В последнее время появилось достаточно много литературы, где вспоминают, что было лет двадцать назад. Когда Рок-Клуб был... как это было здорово. Все так идеализируют. Стоит ли это делать? Как Вы к этому относитесь?
- Вот сейчас я отношусь к этому положительно. Потому что мне кажется: то, что они сделали – это хорошо. И хорошо, что они это сделали.
Это же понятно, что там есть доля иронии. Я сам лично очень благодарен тому, что было. И очень хорошо, что я, например, оказался как-то не в том времени. То есть не раскрутился. Наверное, это правильно. Может, сейчас мое время пришло. Кто его знает.
И самое главное – что совершенно неофициальная культура вызвана исключительно собственной инициативой. То есть - это настоящее. И уже не важно – было плохое, было и несовершенное, были и великолепные вещи.
- Группы тогда с трудом выступали. Потом – это все разрешили.
- Ну, я уже говорил, что Гребенщиков, на мой взгляд, не стал хуже оттого, что его власти разрешили. И не только он. Здорово, что все это выжило, все это имело свое основание, значит, это было очень серьезное. Мне кажется, что это повлияло на многое.
Например - сейчас настало такое время, когда мы можем это явление обсуждать. Но, многие и сейчас могут недооценить то, что сделано. Неофициальная культура – она тогда держалась исключительно на творчестве, на настоящем внутреннем желании. И оно БЫЛО. Поэтому, я не только не отрицаю и даже сам иногда пою песни, которые тогда пели официальные группы. В этом тоже есть своя прелесть. Потому что люди сочиняли, хорошо сочиняли, хорошо пели ... Но я отлично помню, что тогда они меня никак не вдохновляли. Что тогда мне нужно было другое. И очень хотелось ЭТОГО ДРУГОГО. И вот оно возникло.
Я не любил официальные группы просто ужасно. Они для меня не существовали. Только в детстве, когда я еще ничего не понимал – слушал то, что звучало по радио. Я вот думаю, сейчас уже выросли люди, которые воспитаны на том, что звучит из радио. Для них, лет через десять, будет ностальгией Мумий Тролль, Валерия…
- Как сейчас называют «поколение MTV», которое воспитано на такой вот музыке.
- Грустно. «Битва с дураками»... Знаете? Есть такая песня у «Машины времени»
Сегодня самый лучший день,
Пусть реют флаги над полками,
Сегодня самый лучший день -
Сегодня битва с дураками.
На самом деле, биться с ними не нужно. Это божественный закон - человеку НЕЛЬЗЯ вталкивать, вдалбливать. Он должен СОЗНАТЕЛЬНО сделать выбор, ему нужно предоставить эту возможность. И я сначала слушал то, что слышал. А потом сделал выбор, сделал открытие.
- А как Вы сделали это открытие?
- У меня был УЧИТЕЛЬ... Во-первых, сначала я слушал все подряд. Потом, где-то с 12-тилетнего возраста или, может, даже раньше... . К нам приезжала группа «Boney M», это конечно всех заразило. А потом я стал все это отрицать. И стал слушать рок. А потом появилась «Машина Времени». А потом появился Володя Дух, который заставил меня послушать Гребенщикова. И вот так все началось. То есть начался какой-то другой подход к сочинительству. То есть были ОТКРЫТИЯ. А человек, он будет упираться, если ты будешь его принуждать.
Для меня «Аквариум» тогда был откровением. Диким откровением. Гребенщиков – вот настоящий философский поэт. Ни одной песни нет пустой. Мне очень нравилось. Даже, что она есть, мне просто нравилось. Если я чего-то не понимал, то мне нравилось, что группа есть. Это было просто здорово. Я сейчас, так сказать, с блаженством думаю о том, что для кого-то мои песни будут откровением. Вдруг найдется такой человек, кому это очень необходимо, который услышит мои чаяния, переживания, которые я пытался вложить в эти песни. Надо просто быть и работать. Петь и верить.
-Как я поняла, сейчас идет запись нового альбома. А когда примерно можно будет его послушать?
- Это совершенно непредсказуемо. Потому что один альбом будет напечатан совсем скоро. Есть такое понятие «trek off» - песни, не вошедшие ни в один альбом. Которые я дал на откуп. Там будет песня «Жесткое стебалово». Можно сказать, что этот альбом - сингл с довеском из старых песен, которые ранее никуда не вошли. Экспериментальный альбом. Скоро появится – в ноябре.
А альбом, над которым работа идет сейчас – она только началась. Там будет песня «Истина», я совершенно точно знаю. И, наверное, «Экстрим». И, наверное, совершенно новые песни, которые даже еще не написаны. Которые сейчас находятся в разработке. Может быть, он будет называться «Скажи ОМ» (смеется) Альбом – скажи Ом.
- Какие-нибудь пожелания для нашего журнала будут?
- Пожелания сейчас у меня самые простые. Будьте! Главное – ничего не бойтесь. Есть такое мнение, что Бог дает тебе ровно столько испытаний, сколько ты можешь вынести. Вот этого божественного соотношения я бы вам пожелал. И себе тоже.
- Будем надеяться, что нам удастся пробиться. Все удивляются: «Как? У нас до сих пор есть самиздат?».
- А у нас до сих пор есть квартирники…
- И какое у Вас к ним отношение?
- Сейчас мне позвонили и предложили квартирник в новом месте. Где-то на Гражданском проспекте есть художник, который на своей жилплощади делает квартирники. Уже существует свой определенный бомонд.
Когда-то я предложил сделать квартирник одному московскому парню. Он так удивился. Потом сделал первый квартирник на Проспекте Мира - всем понравилось. И через полгода, когда мы с ним встретились, он мне сказал: «Представляешь Миша. Сейчас у меня будет квартирник Шнура».
Наверное, опять-таки, есть баланс официального и неофициального. И люди сами создают то поле, которого не создает официальная культура. Я имею в виду телевидение и масс-медиа. Нет этого – мы сами сделаем. И вот начинают устраивать квартирники, неофициальную культуру. Выискиваются совершенно новые и необычные явления. Это просто тенденция.
- А Вы какие-нибудь явления для себя сейчас выискали?
- Есть такие ребята, с которыми я сыграл один концерт – «Война поэтов». Такие совершенно позитивные. Такой кайф вообще от них идет, такая эмоция очень хорошая. Таких групп мало. Мне они очень понравились. Или, к примеру - «Полюса». Илья мне все свои песни давал готовые. Записи всегда давал. Мне это нравилось. Пока, по-моему, не испортились. Потом ... я уже не говорю о своей группе, о своих друзьях. Может быть, зря не говорю… Толя Багрицкий всегда мне нравился. Странно – я потом домой пойду и вспомню что еще….
-Спасибо Вам за интервью. Спасибо Вам огромное, что Вы уделили нам время и ответили на вопросы.
Беседовали Ксения и Вероника 23 октября, кафе «Венеция».