Философский факультет имени  Башакова.

 Вводная лекция под лозунгом: «Если нет этого – мы сами сделаем». Bли о  MTV, о музыке тела, о магии  и даже о Кашпировском…

-Концерты Вы любите больше, чем студийную запись?

- Я все люблю... И концерты, и студийную запись. Одно без другого быть не может.

- Студийную запись можно тоже сделать как-нибудь спонтанно.

- Творчество присутствует и там, и там. Я люблю такую спонтанность.

- Все знают, что Вы рисуете. То,  что вы рисуете... откуда это взялось?

- Из детства... . Все из детства. Там мы все рисуем. Вот у меня сейчас дочка рисует. Так вчера расстроилась, когда у нее не получилось, что долго-долго плакала. Потом уснула. Потом проснулось, нарисовала - и получилось. Ну, а я писал маслом.

-  Ваши картины можно где-нибудь увидеть?

- Вот сейчас – нет. А вообще, теоретически можно. Например, альбом Павла Кашина «По волшебной реке»  оформлен моими картинами. Там такой индеец  плывет на лодке. А альбом «По небесным грядкам» - там изображен знак ученичества, дзенский. Ну, в общем, иероглиф.

- Как так получилось, что Ваши картины использовались в оформлении альбомов Павла Кашина?

- Я просто нарисовал, а он пришел, увидел и попросил. Специально я не рисовал.

-Мне всегда интересно мнение музыканта по поводу собственного концерта.  Ваше впечатление о вчерашнем концерте (Камчатка, 22 октября)?

- Для меня концерт хороший, если есть драйв, когда раскрываешься, и некоторые песни вдруг для тебя самого по-новому звучат. Потому что есть и спонтанность, и теплая публика, и хороший прием. Тот концерт на самом деле был неплохой. Но мне почему-то грустно. Вот почему, я не знаю. Вот, например, я сегодня вспомнил такое выражение, опять-таки дзенское: «Победа есть поражение, а поражение есть победа». Когда что-то удается, обязательно должна быть нота грусти. Я даже не знаю, как это назвать, может это подсознательный самоконтроль... Чтобы что-то полезное для себя вынести, чтобы двигаться дальше... Поэтому, концерт, я считаю,  хороший был. Вообще мне нравится когда, как будто льется. Раз  – с первых  аккордов открыл и все, и пошел обмен такой. Вот. Устал я ужасно.

-Концерт был длинный ?

- Длинный, да?

-Хотелось бы длиннее....

- А, ну потому что там многие выступали. Кстати, как Вам Толя Багрицкий.

- Здорово. Уже приходилось бывать на его концерте.

- Да...вы знаете... А Леша Сычев?

- Стихи очень понравились. Особенно про ежика. И про кота.

- Вообще это было здорово. Я их прямо из зала вытаскивал: «Ну, давайте, выступайте, выступайте». Потом вот, мне кажется, и концерту это придает определенный шарм. И людям нравится. И им самим полезно.

- Как Вам тенденция, что все больше исполнителей начинают возвращаться к стихам. На концертах звучат не только песни.

- Есть такая тенденция?

- Из молодых групп - «АвтоРеверS». Проект такой интересный. Участвует Слава Коровин. Он журналист, и, в принципе, пытается продолжить дело Маяковского.

- Однажды был такой случай - на «Муз-TV» я как-то такую фразу кинул: «Люди хотят поэзии». Но сказал я это, наверное, не напрасно. Потому что здесь происходит, на мой взгляд, такая саморегуляция, что ли. Балансировка.

   Например, я сегодня с утра смотрел “MTV”. Было грустно и больно. Там «Русская десятка»...   все это такое поверхностное. Хотя, это понятно – развлекательное телевидение. Ничего страшного в этом нет. Можно просто его не смотреть.  Никогда. И не расстраиваться… Пока не существует  такого канала, который бы пропагандировал нечто иное.

-Как Вы думаете, а он нужен? Это нечто иное... оно не станет таким же поверхностным?

- Не станет. Ну, например, канал «Культура»  не стал таким. Канал «Культура» я люблю смотреть. 

   Мне, кажется, некоторые иначе уже не могут… . Станет Гребенщиков плохо писать? Мне кажется - нет. Может,  чуть хуже, чуть лучше. Но от своего бытия он не отойдет. И поэтому, мне он не перестал быть интересным.

  Так что - необходим новый канал или такое радио, где люди могут услышать всякие хорошие вещи -  и стихи, и музыку.

- У нас в принципе есть «Радио-Roks».

-«Радио-Roks» хорошее.

- «Наше Радио»... .

- Я теперь «Наше Радио» не слушаю. Хотя мне и пообещали, что песню «Жесткое стебалово» вроде бы они  поставят в эфир. Но я все равно не буду слушать (смеется). Ну, потому что, уж как-то там все суетно стало. И вообще, когда мой продюсер предложил  «Жесткое стебалово»  «Нашему Радио», то критерий, по которому взяли песню, приблизительно звучал так: «Ну что. Ну,  это вроде бы рок». Для меня вот нет никакой разницы рок это или не рок. Это интересно или не интересно. Это глубоко или не глубоко. Это... по каким-то другим критериям. Талантливо, в конце концов, или нет.

- Честно.

- Допустим. Хотя я сегодня смотрел... «MTV». Иные не менее честно нас угощают ... ну вилянием бедер (смеемся). И  это тоже - честно.  И в принципе  - пошло. Потому что этим не только они могут нас угостить... (смеется). 

-  Это же уже не музыка получается.

- Нет, это музыка. Музыка тела тоже существует. В принципе нельзя это отрицать. Очень важная такая вещь – не отрицать. Надо просто понимать и знать место этому. Вот и все. Если мне это не интересно, то это не значит надо «MTV» закрыть. Другое дело, что необходимо предоставить возможность выбора. Есть только развлекательные: «MTV» и «Муз-TV».

- И, к тому же, они считают, что «Звери» -  лучшая рок-группа. По сути дела монополия получается.

- Монополия абсолютная. Нонсенс. Я недавно разговаривал с моим другом - Володей Духовым, он в Америке живет. Он сказал, что там, в принципе представлен весь спектр. Выбирай, пожалуйста. И это очень важно, чтобы был выбор. 

  Но у нас такая ситуация, что если нашу песню возьмут на «Наше Радио» и она прозвучит в разных городах, то будет возможность записать новый диск. Потому что деньги будут. С другой стороны жаловаться я не хочу, но хочется что-то.

   Мне сказали, что в Москве есть новый канал музыкальный, на котором мы будем в ноябре выступать. И его даже давят, глушат «MTV». Потому что он совершенно альтернативный и он областной. Захватывает область и Москву.

- По сути дела сейчас такая ситуация не только с телевидением, но и с журналами. У нас музыкальных журналов сейчас практически нет. По пальцам перечесть можно. И то, тот же «FUZZ» обслуживает «Наше Радио».

-  В принципе, да.

- Вчера меня удивило, что на концерте были дети. И что они так радостно воспринимали Ваши песни – подпевали, махали руками.

- Я сам удивился.  Ну, я тоже такого еще не видел... Это говорит о том, что некоторые песни всевозрастные. Хотя, вообще-то видел. Мы выступали перед детьми. Можно сказать, что именно дети сделали популярными две песни. 

- А, в основном, Ваши песни на какую публику рассчитаны? Есть ли образ слушателя?

- Есть. И он, как правило, удивительным образом совпадает, с тем, что есть на самом деле. Что меня сильно радует. Меня очень радует, когда какие-то аллюзии, которые я закладывал в песни, четко угадываются и понимаются.

   Самое главное для меня, конечно, это внутреннее развитие человека. Определенная, так сказать, ступень. Такая «не низкая».  Или даже, так сказать, не средняя. Хотя я не отказываюсь ни от каких слушателей. Если в этих песнях находят что-то люди недалекие – ничего в этом плохого нет. Это значит, что перспективы у них все-таки есть (смеется).    

  Когда я пишу, то предполагаю показать свои песни друзьям, которые меня окружают. А это и поэты и философы … во всяком случае интересные люди. Вот, например,  Володя, который продает диски на моих концертах. Он, на самом деле, философ, закончил наш философский факультет ЛГУ. 

- Вот такой вопрос: Вы написали песню. Она Вам очень нравится. А вот каким-то из Ваших друзей эта песня не понравилась. Вы будете ее играть или нет?

- Буду, если она будет мне нравиться. Хотя, были такие случаи, когда от мнения друзей зависела судьба песни… . Если песня хорошая, то она потом опять вспоминается. И еще очень важно, что когда я написал  - и это мне очень нравится. Значит, в этом есть какой-то смысл определенный и, в первую очередь, для меня. 

   Не зависеть от чужого мнения -  это такая тонкая вещь, что сделать это очень трудно, потому что я живу среди людей. Которые, также зависят от моего мнения.  Мы все друг от друга зависим. Надо это понимать. Так что здесь все балансирует на каких-то полутонах. Ходьба с шестом по канату. Такое очень сложное и неоднозначное. И я думаю, никогда не будет однозначным.

- На Вашем  вчерашнем концерте на сцене был задник, Вы еще сказали, что там знак «Ом» изображен. По этому поводу хотелось бы узнать Ваше отношение к восточной культуре. Какое влияние она на Вас оказывает.

- Самое непосредственное. Потому что я увлекался этим очень сильно. Информация, которая мне пришла через изучение Востока, она, на мой взгляд, занимает большую часть моего сознания, и, может быть, подсознания... . Я не знаю. Но – большую часть. То есть, я вот христианин. Я крестился в православной церкви. Но я не открещиваюсь ни от какой информации. Потому что она нам дана не зря. Тем более что у меня очень часто возникает... потребность в этом. Я возвращаюсь снова и снова к Востоку. Ну, я очень много читал восточной литературы, и о дзен-буддизме. И очень много читал Ошо. И даже «Бхагавад-гиту» читал. А вы пробовали читать?

- Нет. У меня «Ригведа» есть. Пробовала читать. Потрясающая штука. Интересная.

- Есть такие вещи, как «Алмазная Сутра», например. И вообще там, на мой взгляд... ну я очень увлекался дзенскими историями. Когда я первый раз прочитал дзенскую историю, я просто был сражен. Поэтичностью, необыкновенной точностью. Мне показалось, что это вот и есть прямая нить, ведущая к источнику. Вот так.

- Можете самую любимую историю, которая Вам очень нравится, рассказать?

- Мне очень нравилась история про то, как Ученик пришел к Мастеру и сказал.... «Про хлопок одной ладонью»... Знаете такую историю?

- Слышали.

- «Мастер, ну что я должен сделать, чтобы просветлеть?» - «Ты должен услышать хлопок одной ладони. Приди ко мне завтра. И расскажи мне, что такое хлопок одной ладонью. Ты должен услышать. Тогда ты просветлеешь». Ученик пришел к нему на следующий день, распростерся и сказал: «Да, я услышал хлопок одной ладонью. Это как журчанье весеннего ручейка рано утром высоко в горах». Учитель говорит: «Нет. Совсем не то же самое. Иди, и придешь ко мне через месяц и расскажешь, услышал ты или нет. У тебя еще есть шанс». Ну вот он пришел через месяц и сказал, что «это как звук от падающей снежинки»... (смеется) Я не знаю... я фантазирую, там были какие-то другие сравнения. Учитель сказал: «Ну, вот я тебе даю еще сроку – год. Если ты не услышишь, то не просветлеешь. Тебе уже ничего не поможет. Можешь даже повеситься. Бесполезно все будет». Через год Ученик пришел к Учителю и сказал: «Да, Мастер, я услышал хлопок одной ладони». Вот и все. Есть такая книжка, называется «Плоть и кости Дзен». Там очень много этих историй. Таких выразительных подчас.

- Как Вы к творчеству Ошо относитесь?

- Вообще удивительно, что вы сказали «к творчеству Ошо». На самом деле это действительно творчество. Как я отношусь? Скажем так, я пытаюсь никак не относиться. Я  пытаюсь, опять таки, получать информацию. Он очень образованный человек был. И, на мой взгляд, просветленный. После того, как он рассказывал о каких-то текстах, которые я пытался прочитать еще до этого и не понимал, то становилось понятно. У него есть о Заратустре, у него есть о Библии, у него есть комментарии к «Алмазной Сутре». Я очень ему благодарен за то, что он открыл мне другую сторону всего этого. Просто расширил все.

  Я все время посредством чтения корректирую свое собственное знание и понимание вещей и процессов происходящих в нашей жизни. И, в частности, во мне. Так что я очень рад, что Ошо был... и что он  есть. Что есть его книги.

-В одной из Ваших песен упоминается «Ночной Дозор».  Какое у Вас отношение к творчеству Лукьяненко?

- Лукьяненко я читать не смог. «Ночной Дозор» я посмотрел, и  мне понравилось.   Потому что там есть актеры очень хорошие... И потом там есть вот этот намек на связь всего со всем.

- Верите или не верите в магию и  колдовство?

-  Я верю в связь всего со всем. В магию верю. А как же не верить, если ты занимаешься искусством. Дело в том, что, опять-таки, это на разных уровнях. Были такие случаи. Подходит ко мне цыганка и говорит: «Я тебе сейчас погадаю». Она готова тебя проклясть, если ты откажешься.

- Если денег не дашь.

- Даже если ты просто откажешься. На что я говорю: «Давай я тебе сам погадаю» (усмехается). Она так смотрит на меня и понимает, что ловить-то тут нечего. Очень часто такое бывало.

   Просто это на разных уровнях. Я видел таких так называемых «магов»,  на которых буквально смотреть грустно. Такие тетки необразованные.

    Каждый человек имеет связь с  энергетическим балансом действительности и очень важно как он его направит и как  разовьет. Есть, конечно, очень сильные люди. Но, если ты при этом глуп, то твоя магия – она погибнет. Не разовьется энергия. Она может натворить много совершенно хаотичных, некрасивых вещей. А, в принципе, ты сам можешь регулировать это. Если ты направляешь... вот я направил в искусство. Я там, так сказать, воплощаюсь. И там вся моя энергия. И так с каждым человеком. Есть люди, у которых есть талант. Таланты бывают очень разные. Есть таланты гипнотизера.

    Есть необыкновенные таланты. Например, Кашпировский. Я вот сразу сказал, что это ужасно. И, тем не менее, без определенного таланта, ему бы не удалось...

-  Он использует талант  во зло?

-Ну, я бы так сказал – некрасиво. И это очень заметноЭто  недалекий человек. Хоть и обладающий силой. Но на меня его сила никак не распространялась. Никогда.

   По сути дела есть такая волшебная вещь – понимание. Если ты понимаешь... Понимание – это не просто формулирование. Понимание – это такая удивительная вещь, когда  то, что ты видишь,  очень глубоко отзывается и совершенно помещается в ту матрицу, которую ты в себе содержишь. Во всем своем истинном существе. Ты как бы этим уже обладаешь. То есть, как будто ты уже это проживал. Очень важно здесь всестороннее развитие человека.

   И тогда никакая магия над тобой не властна. Как бы ни странно это звучало. Это действительно так. То есть мы должны постоянно развиваться. И развивать абсолютно все аспекты, которые в нас присутствуют и которые поддаются нашему сознанию. И если не работать над этим, то подсознание не даст нам никакого продыха. Оно будет использовать наши нереализованные способности подсознательные.   

- То есть если подсознание направить в нужную сторону, то оно дает человеку много...

-Хорошего. А для того, чтобы направить его – нужно развивать ВСЕ стороны сознания. Все. Какие только возможно.  И мысленную и физическую.  Потому что тело тоже имеет свое сознание. И если ты будешь упускать это, будет энергетический провал. И, опять таки, будет хаос, болезни. И так во всем.

    Балансирование – оно очень сложное. Оно как раз связано с этой магией. Я имею в виду то, что  любая магия связана с этим. Я, так сказать, за сознательную магию.Я не знаю. Я просто предполагаю. Я чувствую. Доверяю своему чувству. Самое сложное – это развивать в себе интуицию. Мне кажется, что интуиция – это связь всех знаний со всем потаенным. Такая точка соприкосновения. В этой точке соприкосновения происходит такой волшебный процесс, и какие-то молнии там летают, предчувствуем что-то. Это удивительная вещь. И она такая живая. Это такая основа  жизни человека: не можешь знать, а предчувствовать можешь. Смерть не можешь знать, а предчувствовать можешь. Любовь не можешь знать, а предчувствовать... Нелюбовь – не можешь знать (смеется), а предчувствовать можешь. Ну и так далее. Такие вещи, которые связаны с судьбой.

 -Хотелось бы задать некоторые вопросы, связанные с андеграундом. Что Вы под этим словом понимаете?

- Для меня андеграунд – это некая недоступность. Недоступная альтернатива. Дело в том, что на положительный, не очень понятный мир существует всегда отрицательная реакция. Почему? – Потому что человек в нем видит некую недостачу настоящего, искреннего. Какие еще у нас слова есть по отношению к попсе? Доступности. И вот создается отрицательная реакция – андеграунд. Он хочет показать, что жизнь глубже. В данном случае, основываясь на отрицательности, я могу развивать собственную жизнь. Она протекает неофициально – это андеграунд.

- То есть андеграунд как форма протеста попсе?

- Просто внешнему. Как форма протеста внешнему.

- В последнее время появилось достаточно много литературы, где вспоминают, что было лет двадцать назад. Когда Рок-Клуб был... как это было здорово. Все так идеализируют. Стоит ли это делать? Как Вы к этому относитесь?

- Вот сейчас я отношусь к этому положительно. Потому что мне кажется:  то, что они  сделали – это хорошо. И хорошо, что они это сделали.   

    Это же понятно, что там есть доля иронии. Я сам лично очень благодарен тому, что было. И очень хорошо, что я, например,  оказался как-то не в том времени. То есть не раскрутился. Наверное, это правильно. Может, сейчас мое время пришло. Кто его знает.

  И  самое главное – что  совершенно неофициальная культура  вызвана исключительно собственной инициативой. То есть - это настоящее. И уже не важно – было плохое, было и несовершенное, были и  великолепные вещи.

-  Группы тогда с трудом  выступали. Потом – это все разрешили. 

- Ну, я уже  говорил, что Гребенщиков, на мой взгляд, не стал хуже оттого, что его власти разрешили. И не только он.  Здорово, что все это выжило, все это имело свое основание, значит, это было очень серьезное. Мне кажется, что это повлияло на многое.

    Например - сейчас настало такое время, когда мы можем это явление обсуждать. Но,  многие и сейчас могут недооценить то, что сделано.  Неофициальная культура – она тогда держалась исключительно на творчестве, на настоящем внутреннем желании. И оно БЫЛО. Поэтому,  я  не только не отрицаю и даже сам иногда пою песни, которые тогда пели официальные группы. В этом тоже есть своя прелесть. Потому что люди сочиняли, хорошо сочиняли, хорошо пели ... Но я отлично помню, что тогда они меня никак не вдохновляли. Что тогда мне нужно было другое. И очень хотелось ЭТОГО ДРУГОГО. И вот оно возникло.

     Я  не любил официальные группы просто ужасно. Они для меня не существовали. Только в детстве, когда я еще ничего не понимал – слушал то, что звучало по радио.  Я вот думаю, сейчас уже  выросли люди, которые  воспитаны на том, что звучит из радио. Для них, лет через десять, будет ностальгией Мумий Тролль, Валерия…  

- Как сейчас называют «поколение MTV»,  которое воспитано на такой вот музыке. 

- Грустно.  «Битва с дураками»... Знаете? Есть такая песня у «Машины времени»

                                          Сегодня самый лучший день,

                                          Пусть реют флаги над полками,

                                          Сегодня самый лучший день -

                                          Сегодня битва с дураками.                                

      На самом деле, биться с ними не нужно. Это божественный закон - человеку НЕЛЬЗЯ вталкивать, вдалбливать. Он должен СОЗНАТЕЛЬНО сделать выбор, ему нужно предоставить эту возможность. И я сначала слушал то, что слышал. А потом сделал выбор, сделал открытие.

- А как Вы сделали это открытие?

- У меня был УЧИТЕЛЬ... Во-первых, сначала я слушал все подряд. Потом, где-то с 12-тилетнего возраста или, может, даже раньше... . К нам приезжала группа «Boney M», это конечно всех заразило. А потом я стал все это отрицать. И стал слушать рок. А потом появилась «Машина Времени». А потом появился Володя Дух, который заставил меня послушать Гребенщикова. И вот так все началось. То есть начался какой-то другой подход к сочинительству. То есть были ОТКРЫТИЯ. А человек, он будет упираться, если ты будешь его принуждать.

     Для меня  «Аквариум» тогда был откровением.  Диким откровением. Гребенщиков – вот настоящий философский поэт. Ни одной песни нет пустой. Мне очень нравилось.  Даже, что  она есть,   мне просто нравилось. Если я чего-то не понимал, то мне нравилось, что группа есть. Это было просто здорово. Я сейчас, так сказать, с блаженством думаю о том, что для кого-то мои песни будут откровением. Вдруг найдется такой человек,  кому это  очень необходимо, который услышит мои чаяния, переживания, которые  я пытался вложить в эти песни. Надо просто быть и работать. Петь и верить.

-Как я поняла, сейчас идет запись нового альбома. А когда примерно можно будет его послушать?

- Это совершенно непредсказуемо. Потому что один альбом будет напечатан совсем скоро. Есть такое понятие «trek off» - песни, не вошедшие ни в один альбом. Которые  я дал на откуп. Там будет песня «Жесткое стебалово». Можно сказать, что этот альбом - сингл с  довеском из старых песен, которые ранее никуда не вошли. Экспериментальный альбом. Скоро появится – в ноябре.

   А альбом, над которым работа идет сейчас – она только началась. Там будет песня «Истина», я совершенно точно знаю. И,  наверное, «Экстрим».  И, наверное, совершенно новые песни, которые даже еще не написаны. Которые  сейчас находятся в разработке. Может быть,  он будет называться «Скажи ОМ» (смеется) Альбом – скажи Ом.

- Какие-нибудь пожелания для нашего журнала будут?

- Пожелания сейчас у меня самые простые. Будьте!  Главное – ничего не бойтесь. Есть такое мнение, что Бог дает тебе ровно столько испытаний, сколько ты можешь вынести. Вот этого божественного соотношения я бы вам пожелал. И себе тоже.

- Будем надеяться, что нам удастся пробиться.  Все удивляются: «Как? У нас до сих пор есть самиздат?».

-  А у нас до сих пор есть квартирники…

- И какое у Вас к ним  отношение?

- Сейчас мне позвонили и предложили  квартирник в новом месте. Где-то на Гражданском проспекте  есть художник, который на своей жилплощади  делает квартирники. Уже существует свой определенный бомонд.

   Когда-то я предложил сделать квартирник одному московскому парню.  Он так удивился. Потом сделал первый квартирник на Проспекте Мира - всем  понравилось. И через полгода, когда мы с ним встретились, он мне сказал: «Представляешь Миша. Сейчас у меня будет квартирник Шнура».

    Наверное, опять-таки, есть баланс официального и неофициального. И люди сами создают то поле, которого не создает официальная культура.  Я имею в виду телевидение и масс-медиа. Нет этого – мы сами сделаем. И вот начинают устраивать квартирники, неофициальную культуру. Выискиваются совершенно новые  и необычные явления. Это просто тенденция.

- А Вы какие-нибудь явления для себя сейчас выискали?

- Есть такие ребята, с которыми я сыграл один концерт – «Война поэтов». Такие совершенно позитивные. Такой кайф вообще от них идет, такая эмоция очень хорошая. Таких групп мало. Мне они очень понравились.  Или, к примеру - «Полюса». Илья мне все свои песни давал готовые. Записи всегда давал. Мне это нравилось. Пока, по-моему,  не испортились. Потом ... я уже не говорю о своей группе, о своих друзьях. Может быть, зря не говорю… Толя Багрицкий всегда мне нравился. Странно – я потом домой пойду и вспомню что еще….

-Спасибо Вам за интервью. Спасибо Вам огромное, что Вы уделили нам время  и ответили на вопросы.

Беседовали Ксения и Вероника 23 октября, кафе «Венеция».

Назад    

Hosted by uCoz